Выставка "В.К. Бялыницкий-Бируля и его окружение"

10 октября 2018 г. во время проведения V Форума регионов России и Беларуси в г. Могилеве открыта выставка "В.К. Бялыницкий-Бируля и его окружение"

На выставке экспонируются произведения из собрания Государственной Третьяковской галереи и Национального художественного музея Республики Беларусь.

О своей поздней работе «Над вечным покоем» Исаак Левитан написал: «…в ней я весь, со всей моей психикой, со всем моим содержанием…». Этапный для русского искусства пейзаж был создан в 1893 году на озере Удомля (Тверская губерния). Несколько позже для ряда молодых живописцев Удомельский край также стал частью творческой биографии. А для одного – Витольда Бялыницкого-Бирули – целой жизнью.

Будучи студентом Московского училища живописи, ваяния и зодчества, уроженец Могилевской губернии В.К. Бялыницкий-Бируля много работал над формированием собственного почерка, прислушиваясь к советам Левитана, экспонируя работы на выставках. В 1892 году его небольшое полотно «Из окрестностей Пятигорска» (Государственная Третьяковская галерея) было приобретено Павлом Третьяковым, что стало для молодого пейзажиста фактом признания таланта. В начале ХХ века Витольд Бялыницкий-Бируля уже художник с именем. Он был принят в Товарищество передвижных художественных выставок, Союз русских художников.

Приезд на озеро Удомля оказался для Бялыницкого-Бирули поворотным. Здесь в 1912 году он построил дачу «Чайка». Сюда приезжал до конца своей жизни. Сюда же для работы, общения, охоты наведывались и другие художники – Станислав Жуковский, Алексей Степанов, Абрам Архипов, Николай Богданов-Бельский, Федор Модоров, Александр Моравов, Игорь Грабарь. Не будучи приверженцами радикальных течений в искусстве, названные живописцы, как и многие их современники, обладали своим авторским кредо.

«Визитной карточкой» С.Ю. Жуковского стал усадебный интерьер («В мае», 1916, Национальный художественный музей Республики Беларусь; «Красная гостиная», 1939, Государственная Третьяковская галерея). В его произведениях повседневность – категория эстетическая. С Жуковским перекликается работа «В комнате» (1912, Национальный художественный музей Республики Беларусь) Алексея Степанова. А.С. Степанов – художник разноплановый, прошедший путь творческой эволюции, достигнув в композиции, колорите, манере письма большой свободы и экспрессии. Сильными сторонами художника были анималистика и тонкое понимание природы. Эти два аспекта зачастую сливались в элегические, проникновенные образы («Уехали», 1914, Государственная Третьяковская галерея).

Творческое наследие Абрама Архипова трудно представить без ярких, жизнеутверждающих типажей крестьянок, сочетающих в себе документальность и поэтичность («Улыбающаяся девушка», 1920-е, Национальный художественный музей Республики Беларусь). В работах Николая Богданова-Бельского волнуют образы крестьянских детей-подростков, находящиеся на рубеже двух больших жизненных этапов («У перевоза», 1915, Национальный художественный музей Республики Беларусь; «Дети за пианино», 1918, Государственная Третьяковская галерея). Свое, «мажорное», прочтение «крестьянской темы» видим у Александра Моравова («Мужики», 1910-е, Национальный художественный музей Республики Беларусь).

Один из крупных представителей русского импрессионизма – Игорь Грабарь – выделяется педантичностью, соединяя фактурные мазки в неделимое целое выразительного художественного образа («Февральская лазурь», 1904, Национальный художественный музей Республики Беларусь; «Рябинка», 1915, Государственная Третьяковская галерея).

Многих художников начала ХХ века своей строгой, величественной красотой и традиционными жизненными устоями вдохновлял север (А.И. Архипов «На Севере», 1909–1910, Государственная Третьяковская галерея; А.В. Моравов «На северном озере», 1910, Государственная Третьяковская галерея; В.К. Бялыницкий-Бируля «Зимний сон», 1911, Национальный художественный музей Республики Беларусь; Ф.А. Модоров «Базар на севере. Эскиз», 1917, Национальный художественный музей Республики Беларусь).

В определенной мере мы можем видеть сложную панораму развития русского искусства на рубеже XIX–ХХ веков. Основой всех представленных на выставке художественных направлений была реалистическая школа, начавшаяся с нарочитой ригористичности и пришедшая, по выражению Ивана Крамского, к необходимости «двигаться к свету, краскам и воздуху».

 

Алексей Хоряк, 

заместитель генерального директора по научной и просветительской работе