Кто и как ухаживает за афишами на городских рекламных тумбах

Редкий пассажир в ожидании транспорта на остановках не обращает внимания на рекламные тумбы с наклеенными на них афишами. В столице таких конструкций около 300 штук. Многим минчанам невдомек, что их «одежды» требуют почти ежедневного ухода. Кто и как его осуществляет, узнала корреспондент агентства «Минск-Новости», проведя смену с одной из расклейщиц рекламной продукции УП «Мингорсправка» Клавдией Бессараб.

Трудовое утро начинается в офисе предприятия, где собираются все расклейщицы для подготовки к рейсам. Там они заваривают клей, получают афиши, раскладывают их по ячейкам для отправки на участки.

Среди расклейщиц — Клавдия Бессараб, ставшая нашим гидом по профессии.

Оказывается, каждая погода требует своей технологии приготовления клея. Летом, к примеру, консистенция должна быть жиже, а в мороз, наоборот, нужна масса более густая. Но мало приготовить клей, нужно знать, как его транспортировать и как им воспользоваться.

— В морозную погоду, к примеру, везти клей желательно горячим. Поэтому в машине ставим емкость в коробку и даже укутываем ее, — объясняет тонкости собеседница. — Когда я только пришла сюда работать, было 28 градусов мороза. Мне тогда не подсказали, что клей надо укутать, и он попросту замерз. На одну афишу не хватило, я ее не доклеила. Пришлось возвращаться в офис, варить клей заново и ехать обратно, чтобы завершить дело… Очень была расстроена, собиралась уволиться на следующий день, но меня уговорили остаться. Со временем наловчилась. А вскоре даже понравилось: мы все время находимся в движении, но главное — есть ощущение нужности своей работы. От нас ведь в немалой степени зависит внешний облик города.

У каждой расклейщицы объявлений — свой маршрут, на котором расположено более 100 тумб и так называемых рекламных бочонков. Эти конструкции надо осмотреть, афиши на них — переклеить или отметить, если они в этом нуждаются. Основная часть рекламы клеится по адресной программе: заказчики называют конкретные точки города, где хотели бы видеть свои афиши.

Наш с Клавдией Андреевной путь пролегает по Серебрянке, Партизанскому проспекту, улицам Ольшевского и Притыцкого, проспекту Пушкина.

Выезжаем на машине на улицу Притыцкого. Рекламная тумба возле станции метро «Спортивная». Одни афиши уже не актуальны, другие частично ободраны, проколоты или подрезаны.

— Афиши на тумбах вдоль этой магистрали почему-то портят чаще, чем, например, на Партизанском проспекте, — рассказывает К. Бессараб. — Если у нас такие есть с собой, сразу меняем. Если нет, даем сводку в отдел, там печатают, и назавтра мы их переклеиваем.

Наблюдаю, как ловко Клавдия Андреевна управляется с кистью и клеем, листами красочных объявлений разного формата. Но сначала она бегло осматривает тумбы, обрывает отработанный материал и только затем ровно размещает афиши.

— Такую рекламу где попало не наляпаешь. Надо рассчитать, как лучше использовать площадь, выдержать пропорции, правильно подобрать формат, чтобы афиша смотрелась красиво, аккуратно, гармонично и заказчик был доволен. Важен каждый сантиметр, ведь это наши деньги, а значит, и деньги города, — поясняет Клавдия Андреевна.

Раскладной стульчик — незаменимый атрибут для расклейщицы: афиши, которые нужно наклеить вверху, без него не разместить. Забавно, но на него иногда покушаются:

— Однажды, пока осматривала тумбу, какой-то мужчина увел мой стульчик. Только заметила, как заскочил с ним в троллейбус…

Но, по словам Клавдии Андреевны и ее коллег, больше расстраивает отношение некоторых горожан к рекламным конструкциям и тому, что на них размещено. После выходных афиши нередко ободраны, зарисованы или заклеены листовками. Во время каникул, рассказывают работницы, часто застают за этим занятием детей. Особенно удивляет, когда рядом стоят учителя и никак не реагируют на то, что школьники портят афиши…

Еще одна головная боль многих городских служб, в том числе «Мингорсправки», — нелегальные конкуренты, наклеивающие свои листовки на тумбы поверх афиш.

— Бороться с ними трудно, — сетует К. Бессараб. — Я пыталась как-то договориться с одним. Позвонила, объяснила: «Ваши люди испортили дорогие афиши. У вас могут быть неприятности, потому что заказчики платят немалые деньги». Недели две листовок не было. Но потом снова появились. А когда позвонила еще раз, парень меня просто обругал…

Как бы то ни было, в своей работе Клавдия Андреевна видит больше позитива, чем минусов. Что нужно, чтобы работать с удовольствием? Хороший сплоченный коллектив и понимание того, что твой труд нужен городу и горожанам. Женщина уверяет, что ей повезло и с тем, и с другим. А жизненный опыт у нее немалый. Инженер-технолог швейного производства, когда-то она преподавала в техникуме, а потом с мужем-военным окунулась в армейскую жизнь. Служили в разных странах — от Монголии до Беларуси. В 2004-м осели в столице последней.

— Хоть я в Минске относительно недавно, люблю его всей душой, — делится К. Бессараб. — Приятно ощущать, что в благосостоянии нашего города есть частичка моего труда и труда моих коллег.

Слева направо: расклейщицы рекламной продукции УП «Мингорсправка» Татьяна Коробко, Лариса Хоровец, Клавдия Бессараб, заведующая информационно-рекламной службой Наталья Кадебская, начальник сектора рекламной информации этой службы Ирина Чивиль

Дополнительная информация

В 2017 году Клавдии Бессараб объявлена благодарность Мингорсовета «За личный вклад в социально-экономическое развитие города, профессиональные достижения в сфере деятельности предприятия и в связи с празднованием 950-летия Минска».

Фото Сергея Пожоги и автора