Искусство перемен: что планирует новый директор Национального центра современных искусств

Как развивать арт-рынок, возрождать белорусские традиции и активнее привлекать к выставкам и спектаклям молодых? Новый директор Национального центра современных искусств художник Сергей Криштапович рассказал корреспонденту агентства «Минск-Новости» о том, какой должна стать одна из главных культурных площадок Беларуси.

– Первым делом я мечтаю расширить пространство НЦСИ. Сейчас у нас два здания: на проспекте Независимости и улице Некрасова, но они небольшие. Формат любого центра современных искусств во всем мире, тем более национального, ассоциируется с большими, а не камерными, как у нас, площадями. В идеале при наличии всех составляющих будет объявлен конкурс на создание архитектурного проекта, причем с участием как белорусских, так и европейских зодчих, – отметил С. Криштапович.

По мнению директора, территория вокруг НЦСИ на ул. Некрасова тоже требует перепланировки. Проект «Художник и город», который базируется на площади Якуба Коласа, получит продолжение и в других точках города.

– Этим летом на площади каждый прохожий, специально или случайно, но соприкоснется с творчеством Георгия Скрипниченко, одного из самых интересных белорусских художников, – сказал С. Криштапович.

Кроме изменений территориальных грядут перемены качественные. При НЦСИ появится общественный консультативно-экспертный совет. Художники, искусствоведы и представители общественности смогут поучаствовать в жизни центра и развитии современной культуры в целом.

– Национальное искусство должно формироваться исходя не только из новаций, но и традиций. Поскольку каждая эпоха имела свой образ и высокую эстетику, будь то барокко или классицизм, высокое возрождение или модерн, и только в XX веке искусство встало на позицию «шокировать, удивлять». В то время как художник должен оставаться своего рода жрецом. Я консерватор. Но в положительном смысле. Творцы всех эпох были нацелены на самое высокое. И великий Модильяни, когда писал свои картины, никого не оскорблял, – уверен С. Криштапович.

При нем выставка Сергея Шнурова в НЦСИ, скорее всего, не состоялась бы. Зато в ближайших планах центра – масштабный проект-манифест, который соберет на одной площадке и скульптуру, и живопись, и фотографию, и графику, демонстрируя срез всего белорусского искусства.

– На открытии выставки много говорим: выступления длятся по целому часу. Такого не должно быть. Лучше обсуждать экспозицию на дискуссионных площадках, собирать мнения публики и профессионалов, а открытия должны быть быстрыми и эмоциональными, – считает С. Криштапович.

Сами выставки, по его мнению, не могут длиться более двух недель. В идеале достаточно пары дней, чтобы был ажиотаж, люди спешили увидеть экспозицию. А еще лучше – приобрести понравившиеся работы.

– Чтобы поддержать художников, НЦСИ необходимо разрешение на продажу картин, скульптур и других произведений искусства. Только так сформируется арт-рынок, – отметил директор.

Расширится сотрудничество с театральными коллективами, перформерами, всеми, кто хочет сделать свой вклад в будущее Беларуси, ее культуру.

– Пусть молодые предлагают идеи! Мы открыты для всех, – добавил С. Криштапович.

Фото из архива НЦСИ