АВТОРСКАЯ ШКОЛА. Директор СШ № 9: не считаю количество поступивших в вузы основным критерием качества

Сколько иностранных языков нужно изучать в современной школе и зачем необходимы уроки труда, спросила корреспондент агентства «Минск-Новости» у директора СШ № 9 Евгения Доброневского.

— В фойе поинтересовалась у ваших сотрудников: директор добрый? Ответили, что нормальный.

— Люблю, когда критикуют. Это возможность для самоанализа. А вот к положительным отзывам, особенно от подчиненных, отношусь скептически. Всегда остается вероятность лицемерия. Поэтому нормально — самая лучшая характеристика (улыбается).

— Тогда хороший директор, он какой?

— Руководитель все делает верно, если без него система продолжает успешно работать. Его задача — грамотно организовать трудовой процесс и делегировать полномочия.

— Приходилось надолго отлучаться?

— Летом в отпуск на 4 недели. В учебное время могу позволить себе на несколько дней пойти на курсы или семинар: необходимо заниматься самообразованием. Мир стремительно меняется. Курсовые программы для руководителей школ, которые предлагают Минский городской институт развития образования и Академия последипломного образования, — это возможность получить передовые знания, на время отойти от рутины, что-то переосмыслить. Как правило, возвращаюсь после такой перезагрузки с новыми идеями.

— Какие последние курсы посетили?

— Семинар, посвященный нормативному финансированию. Деньги из бюджета с января будут выделять учреждениям образования по-новому — исходя из количества учащихся. Школы и гимназии, по сути, окажутся в рыночных условиях. Это станет хорошим стимулом для их развития. Родители и дети выберут то учреждение, которое считают лучшим, и придут туда учиться. Количество детей в школе станет самым объективным показателем работы учреждения. На протяжении нескольких последних лет наши четвероклассники, несмотря на то что успешно сдавали испытания в гимназии, оставались у нас. Значит, мы все делаем правильно. Сегодня директор — менеджер, который прежде всего решает финансово-хозяйственные вопросы. При этом правильно, что в нашей сфере руководители еще и педагоги по образованию.

— Вы сами преподаете?

— Я учитель английского языка. Окончил Гродненский государственный университет имени Янки Купалы. Правда, два года уже не преподаю: физически не хватает времени качественно подготовиться к уроку. Иначе стыдно перед детьми.

— Если на иностранном не разговариваешь, он забывается. Как поддерживаете себя в форме?

— Есть несколько способов. Один из них — разговаривать с собой, то есть думать на иностранном. Кроме того, сегодня благодаря телевидению, Интернету можно смотреть видео, передачи на английском. Иногда это практикую. Здорово, когда есть возможность непосредственно общаться с носителем языка. В Минске проходил Международный космический форум. Наша школа принимала у себя двух космонавтов. Одна из них — Хелен Шармен — единственный представитель Великобритании, побывавший в космосе. Ее сопровождал волонтер-переводчик, но в нем не было необходимости. Мы прекрасно общались. В нашей школе изучают 4 иностранных языка: английский, немецкий, испанский и французский. Первые два — с 3-го класса, остальные — на факультативах по желанию. Считаю, сегодня немецкий более востребован, чем английский. Ежегодно провожу мониторинг рынка труда: смотрю, какие специалисты нужны, какими компетенциями они должны обладать. В школе на факультативах и в кружках дети могут приобрести необходимые навыки и знания.

— В расписании 10-х классов появились уроки трудового обучения. Ученики могут выбрать, какую профессию осваивать?

— Профессиональную подготовку нашим ученикам предлагают по следующим специальностям: воспитатель дошкольного образования, оператор ЭВМ, бармен-официант, социальный работник. Даже если в будущем ребята не захотят осваивать эту профессию, они получат навыки, которые пригодятся в жизни. Интересный факт. В прошлом году выпустили 6 девятых классов. А 10-х сформировали только два! Остальные ребята поступили в учреждения профессионального образования.

— А как же рейтинг школы? Один из критериев качества работы учреждения образования — количество поступивших в вузы.

— Лично я не считаю его основным. Ребенку нужно найти свое место в обществе. Задача школы — помочь определиться с призванием. С 8-го класса — допрофильная подготовка. Мальчишки и девчонки ходят в Минский государственный профессиональный лицей № 5 транспортного строительства, где знакомятся с перечнем рабочих специальностей. Каждую субботу посещаем дни открытых дверей в колледжах и вузах.

— Чему сегодня нужно учить детей в школе?

— Всему. Проблема в том, что мы все время пытаемся разделить обязанности: что должны родители, что — учителя. Никто никому ничего не должен. Обязаны в какой-то мере — да. Успешным ребенок будет, если семья и школа пойдут в одном направлении. Если у папы с мамой одни установки, а педагоги говорят, что нужно делать по-другому, дети теряются. И, вероятнее всего, берут за эталон поведение родителей. К сожалению, этот пример не всегда хороший. Одна из основных функций школы — образовательная. Если родители не поддержат чадо дома, не помогут разобраться в задаче, не проконтролируют выполнение домашнего задания, результата не будет.

Фото Тамары Хамицевич